Государственное учреждение образования Средняя школа №23 г. Могилева открыта в 1963 году, микрорайон школы – «Мир 1» наполняемость школы – 760 учащихся при проектной мощности – 964, 36 классов, из них – 16 классов начальной школы. Далее »

В школе

31 учебный кабинет, 74 педагога. Школа состоит в учебно–методическом комплексе при МГУ им. А.А. Кулешова. Далее »

Режим работы государственного учреждения образования Средняя школа № 23 г. Могилева с 7.30 до 21.00 ежедневно, кроме воскресенья. Далее »

 

Профилактика буллинга

Профилактика буллинга
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу обсудить с вами такое явление как буллинг.

Буллинг — относительно новый термин, обозначающий детскую жестокость.

Буллинг (от англ. bullying — запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников) — это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

Выделяют следующие виды буллинга:

 

1.    Психологическое (моральное) насилие:

 

1)     вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания

и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей,         угрозы        физической          расправы,         шантаж,         угроза

пожаловаться взрослым,         перестать         дружить,         вымогательство,

доносительство, клевета на жертву, оскорбления, обзывательства, клички;

2)     социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;

3)             кибербуллинг — публикация и распространение в Интернете

оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне. Распространение в последнее время получает троллинг (trolling)        — размещение в Интернете (на форумах, в

дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

2.     Физическое насилие

избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и др.

Буллинг — всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие можно разделить на четыре категории: инициаторы, преследователи, наблюдатели, жертвы.

1

 

Инициаторами выступают один — три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких участников группы.

Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?

Если ваш ребёнок:

•                 неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда;

•                 возвращается из школы подавленным;

•                 часто плачет без очевидных причин;

•                 никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;

•                 очень мало говорит о своей школьной жизни;

•                 одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения и он никого не хочет позвать к себе.

В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.

Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?

•       Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой

буллинга.

•                 Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).

•                 Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.

•                 Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

•                 Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

•                 Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».

Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне

•                 Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.

2

 

 

•                Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно.

•                Выступайте на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.

•                Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать недовольствие родителей, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.

Если ваш ребенок — обидчик

Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:

•              остановить ребенка-обидчика,

•              создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.

•              Вам нужно попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим.

Как этого добиться?

•                Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.

•              Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.

•              Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.

•                Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга.

•              Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.

•              Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам

3

 

 

не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.

•        4. Установите антибуллинговые правила. Проговорите, что никого

ни при каких обстоятельствах нельзя подвергать насилию. Подчеркните, что у всех в классе равные права. Если кому-то обидно, больно или плохо, это не шутка и не игра, это наказывается по закону.

Педагогическим коллективом и руководством учреждения образования проводится большая профилактическая работа для устранения причин буллинга и своевременного устранения его. Профилактическая и коррекционная работа с ребёнком должна вестись параллельно со стороны педагогов школы и родителей.

Самое важное — создать для ребёнка такие условия жизни, где ему демонстрируются образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) — это главное условие предотвращения агрессивности. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

Ситуации с насилием начинаются практически ещё с песочницы, когда один более активный ребёнок подходит и отбирает у всех совочки, формочки, ведёрки, а другие дети либо плачут, либо начинают драться. Уже в этом возрасте нужно чётко настраивать ребёнка на умение договариваться с другими детьми. «Давай ты немного поиграешь с моими формочками, а я пока поиграю с твоей машинкой или куклой». То есть нужно научить его искать и использовать какие — то конструктивные пути строительства взаимоотношений.

Что делать, если договориться не удалось, если другие дети не хотят устанавливать и соблюдать договорённости, ребёнок должен уметь постоять за себя. Этому его тоже нужно учить, но необходимо помочь ему всегда видеть разницу между защитой и нападением. Если с детьми разговаривать, дать знания о различных ситуациях, связанных с насилием, и их реакциями на него, помочь им встроить в своём сознании готовые причинно — следственные цепочки, готовые фразы и ответы, это поможет им защитить себя. Такой подход помогает сформировать ассертивное поведение. Это умение достигать своих целей, не оскорбляя, не манипулируя другими людьми, сохраняя своё и их достоинство.

4

 

 

С ребёнком надо постоянно работать, отслеживать изменения в его настроении, интересоваться его делами в школе и помогать ему справляться с ними. Если просто убрать ребёнка в другую школу, не пытаясь помочь ему научиться защищать себя, то и в новой школе он, с уже деформированной психикой, создаст все предпосылки к тому, чтобы опять стать жертвой, изгоем. Он уже сам будет провоцировать по отношению к себе насилие своим неумением общаться.

Ведь есть такие дети, которые до 17 лет не могут доносить смысл того, что они хотели бы высказать, из них идут отдельные слова и междометья, никакой стройной линии мышления. Успешные в общении люди — это те, у которых есть личностные границы и философская система, работающее, активное мышление. И это, как правило, в первую очередь заслуга родителей. Такие дети никогда не станут изгоями, потому что они, изначально входя в коллектив, демонстрируют умение быть в теме, вовремя овладеть ситуацией, отвечать на вызовы, парировать попытки манипулировать собой и прогнозировать поступки других людей. И если вы раньше не обращали внимания на эти вещи, а теперь с вашим ребёнком происходит что — то странное и он стал изгоем в детском коллективе, то нужно срочно начинать работать с этим.

Почти любое насилие со стороны детей, за исключением крайних случаев, всегда идёт в то место, где ребёнок в себе не уверен. Чтобы обрести уверенность, в 10-12 лет каждый уже может сам сесть с ручкой и написать: «Я люблю себя за…» — и перечислить, за что я себя люблю. Только самостоятельно, без помощи взрослого. И если там будет хотя бы 5 пунктов, то это уже признак успешности человека, а если меньше, то это повод помочь ребёнку найти в себе достоинства. Например, можно написать: «Я хороший, потому что», «Я горжусь собой, потому что». Горжусь в хорошем смысле, то есть тем, что я умею делать по- настоящему лучше других. «Я дальше всех прыгаю, я лучше всех вышиваю». Всегда найдётся что-то, что ребёнок делает очень и очень хорошо. Просто в момент стресса он забывает, что он в чем-то другом значительно лучше, чем те, кто хочет сейчас его оскорбить.

Уделяйте больше времени своим детям. Они нуждаются в вашем внимании и заботе. Когда ребёнок ощущает большую любовь со стороны взрослых, он учится отдавать эти светлые чувства окружающим.

Помните, что дети — это наше счастье, истинное чудо и чистая радость. Берегите себя, свои семьи и особенно своих детей!

Спасибо за внимание!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *