ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский
Цель и задачи
Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня
Задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
4) развитие инновационных процессов в учреждении.
Порядок работы над темой самообразования
Тема самообразования определяется, исходя из:
1) методической темы школы;
2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения,
2) затруднений педагогов;
3) педагогического стажа;
4) уровня профессиональной компетентности педагога
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 1-го года до 3-х лет.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и ее коррекция);
- программа профессионального развития учителя включает в себя возможность
- исследовательской, поисковой деятельности;
- педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
- осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Рекомендации по оформлению
материалов по самообразованию
- Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, телефон.
2.Творческая визитка педагога:
Ф.И.О. педагога;
образование, специальность;
стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.
3.Учебно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
- Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями, предложениями по использованию другими педагогами.
При оформлении работы следует учитывать:
- творческий подход;
- степень актуальности, логичной обоснованности материала;
- глубину и практическую значимость материала;
- наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
- способ представления материала.
В плане указываются:
- название темы;
- цели;
- задачи;
- предполагаемый результат;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.